Международная группа избранных представителей, в которую вошли ректор ЭУП «Майнор» Андрус Педай (Эстония), доцент лаборатории вычислительных социальных наук Ван-Чжоу Ше (Япония), директор по разработке продуктов и соучредитель компании R8 Technologies OÜ Ахмет Кёсе (Эстония) и руководитель центра искусственного интеллекта и робототехники TalTech Кирке Маар (Эстония), обсудила некоторые вопросы в рамках общей темы «Адаптация к ИИ-революции: как найти свое место в новом мире». Модератором дискуссии выступил Йоханнес Тралла.
Первый блок вопросов касался темы климатической нейтральности и той роли, которую должен сыграть в ней искусственный интеллект. Вопрос о том, создадим ли мы климатически нейтральный мир только для того, чтобы передать его в руки сингулярности, был адресован Андрусу Педаю. В ответ он сказал, что довольно удивительно думать, что такие темы обсуждаются в одном временном интервале. Также он в шутку отметил, что если какая-нибудь из идей, изложенных в книгах А. Азимова, воплотится в реальность, то Ахмет Кёсе и компания R8 вместо климатических решений для обычных зданий смогут работать над целыми планетами. Кирке Маар считает, что люди будут принимать мудрые решения, мы продолжим работу с узким ИИ, и нам не придется никому передавать плоды нашего тяжелого труда. Ахмет Кёсе также отметил, что в ближайшие годы мы должны работать над сотрудничеством с ИИ и передать ему некоторые подпроцессы, чтобы быстрее достигать поставленных целей. Ван-Чжоу Ше добавила, что в Японии тема климатической нейтральности также очень важна, и люди обычно хорошо осведомлены о ней.
Следующая тема подвела участников дискуссии к вопросу о том, нужно ли регулировать разработку ИИ. Пойдут ли нормативные акты на пользу или затормозят инновации? Кирке Маар ответила, что регламентация ЕС в отношении ИИ обязательно появится, возможно, уже в первом квартале 2024 года. Она также пояснила, что, хотя нормативные акты добавят доверия к ИИ и прозрачности, они замедлят внедрение инноваций, что вызывает определенную озабоченность. Андрус Педай высказал несколько соображений с точки зрения бизнеса. По его словам, владельцы бизнеса всегда идут на риск и платят за него своим капиталом, поэтому регулирование этой сферы будет несколько болезненным. Тем не менее оно необходимо, чтобы компании не выходили за определенные рамки. Видимо, истина находится где-то посередине. Ахмет Кёсе добавил, что, к счастью, нормативный акт ЕС не затронет его компанию, поскольку она не работает с данными, регулируемыми Общим регламентом по защите данных (GDPR). Ван-Чжоу Ше представила мнение японской стороны и отметила, что два основных направления мер регулирования использования ИИ призваны бороться с дезинформацией и нарушением законов об авторском праве.
От темы регулирования участники дискуссии перешли к обсуждению возможности добавления в ИИ морального компаса. Андрус Педай предположил, что сейчас самое время задуматься над этими вопросами, поскольку мы все еще контролируем процесс разработки ИИ. Ахмет Кёсе добавил, что в R8tech также следят за тем, чтобы решения соответствовали нормативным требованиям. На вопрос, что случится, если ИИ перехватит контроль и решит сам устанавливать ограничения, скажем, в области энергосбережения, и Кирке Маар, и Ахмет Кёсе ответили, что ИИ не станет устранять или ограничивать людей, поскольку он будет работать под постоянным контролем и управлением. Однако, возвращаясь к первоначальной идее встраивания морального компаса в ИИ, Кирке Маар пояснила, что в случае с большими языковыми моделями (БЯМ) исследования еще недостаточно продвинулись. Она добавила, что, возможно, с помощью методов объяснимого ИИ и представления знаний в будущем мы сможем научить ИИ принимать решения на основе моральных ценностей. Ван-Чжоу Ше добавила, что поскольку большинство данных для ИИ основано на английском языке, то в них уже заложено достаточно много предвзятости. Она отметила, что прежде чем встраивать в ИИ моральный компас, необходимо определить, для кого создается система искусственного интеллекта, поскольку универсального морального компаса не существует.
Развивая нравственную и социальную тематику, модератор дискуссии спросил участников, может ли ИИ стать идеальным компаньоном или люди просто изолируют себя от реального мира, ведь иногда общение очень утомительно. Кирке Маар считает, что это еще один вопрос, в котором очень важен баланс. Особенно это касается молодого поколения, поскольку оно больше привыкло общаться с помощью различных устройств и социальных сетей. Чат-боты имеют свои положительные стороны, но нужно убедиться, что они не станут для людей единственным средством общения. Андрус Педай добавил, что поскольку крупные компании работают над созданием цифровых двойников, в какой-то момент некоторые люди могут предпочесть общение с двойниками взаимодействию с реальными людьми. Ахмет Кёсе сообщил, что для него важнее решать проблемы, которые влияют на нашу повседневную жизнь в данный момент, а потому выгоднее создавать цифровые копии зданий, а не людей. Касаясь социальных проблем Японии, Ван-Чжоу Ше прокомментировала вопрос, может ли ИИ усилить чувство одиночества или помочь избежать его. Она пояснила, что это сложная проблема, и при неправильном использовании ИИ может дать нежелательные результаты, однако пожилым людям, которые живут одни и могут общаться с чат-ботами, последние, несомненно, приносят пользу.
В следующей части дискуссии участники перешли к возможной роли (ролям) ИИ в диагностике заболеваний. Кирке Маар заметила, что доказано, что искусственный интеллект помогает врачам лучше диагностировать меланому и другие кожные заболевания. Кроме того, искусственный интеллект может быстрее проанализировать рентгеновские снимки и позволяет врачам сосредоточиться на случаях, требующих экстренных действий. Ахмет Кёсе добавил, что если бы мы могли доверять информации, получаемой от «умных» колец и часов, то эти данные можно было бы использовать для прогнозирования некоторых проблем со здоровьем. Андрус Педай сказал, что, по его мнению, использование ИИ в области мониторинга здоровья населения непременно будет развиваться. Он высказал мнение, что технология, позволяющая это делать, уже существует и только ждет своего внедрения. Ван-Чжоу Ше подтвердила, что технологии ИИ используются для мониторинга состояния здоровья и/или помогают врачам в постановке диагнозов. Однако дилемма заключается в том, что и пациентам, и врачам трудно принять выводы ИИ, поскольку, независимо от тяжести заболевания, он не дает объяснений. Ахмет Кёсе добавил, что такая необходимость в объяснении существует и в его сфере деятельности.
В завершение панельной дискуссии модератор вернулся к первой теме и спросил, как внедрение ИИ в различные отрасли может отразиться на труде и вкладе человека. Кирке Маар ответила, что настроена оптимистично и считает, что ИИ уменьшит объем рутинной работы. Это позволит людям уделять больше внимания детям, быть лучшими руководителями и концентрироваться на задачах, подходящих для человека. Андрус Педай тоже верит в возможности сотрудничества с искусственным интеллектом и приводит пример того, что студенты, у которых есть персональный репетитор в виде ИИ, действительно добиваются лучших результатов при выполнении университетских заданий. Ахмет Кёсе утверждает, что с помощью искусственного интеллекта каждый может сосредоточиться на том, что у него получается лучше всего; искусственный интеллект может продолжать вносить небольшие изменения, а человек — сосредоточиться на выполнении физических задач. Ван-Чжоу Ше поддержала позитивные мнения других участников дискуссии и заявила, что ИИ поможет устранить рутинные и бесполезные задачи, которые мешают человеку сосредоточиться на решении творческих проблем. В заключение она сказала, что в будущем ИИ, вероятно, будет играть роль ассистента, но принимать решения и совершать действия все равно будут люди.
Полную версию обсуждения можно найти на нашем канале в Youtube. Дополнительная информация приведена на сайте конференции