EEK
RUS

left Все новости

eek.ee
Ректор Андрус Педай: отвергая иностранные таланты, Эстония идет по пути превращения в захолустье
13.03.2024

Отторгающая миграционная политика Эстонии заставляет иностранные таланты обращать внимание на конкурирующие с нами соседние страны и развивать экономику Центральной Европы. Если так пойдет и дальше, мы окажемся на пути к превращению в захолустье, становясь в глазах всего мира маленькой, изолированной и закрытой страной на восточной окраине Европы.

Руководитель программы «Work in Estonia» Леонардо Ортега написал на прошлой неделе в газете Äripäev, что в сфере ИКТ в Эстонии каждый год не хватает 2/3 инженеров и более 2000 специалистов, чтобы удовлетворить потребности в рабочей силе. Он также отметил, что у системы образования нет времени и возможностей для подготовки такого количества специалистов.

Погасить свет и закрыть двери

Как ректор, я хотел бы уточнить, что речь идет не о способности эстонских вузов. Причина недостаточного количества образованных специалистов на рынке труда кроется в противоречивом отношении государства, которое, с одной стороны, признает, что экономике и образованию Эстонии нужны иностранные таланты, а с другой, когда эти таланты хотят приехать, у нас, образно говоря, гасят свет и закрывают двери.

В прошлом году очень жесткий отбор в Эстонский университет предпринимательства «Майнор» прошли 39 абитуриентов из Индии – страны, которая стала одним из мировых технологических лидеров и является ценным кадровым резервом для всего западного мира. Несмотря на тщательную подготовку и отбор лучших кандидатов, только трое из них получили эстонскую учебную визу.

В течение нескольких лет прием иностранных студентов в эстонские высшие учебные заведения резко сократился, но не потому, что в мире закончились таланты, а потому, что Эстония проводит все более жесткую визовую политику. В то время как двери высших учебных заведений и предприятий открыты, двери государства закрыты, и сегодня мы теряем иностранные таланты, которые уезжают в Финляндию, Швецию и другие соседние страны, выбравшие более открытую позицию. В отличие от нас, наши соседи в плане набора студентов быстро оправились от кризиса, связанного с коронавирусом и началом войны. Недавно финские высшие учебные заведения объявили о рекордном наборе иностранных студентов.

Проблема университетов – это проблема для бизнеса

Проблема высших учебных заведений Эстонии быстро становится проблемой для компаний, нуждающихся в работниках с международным образованием. Мы говорим не о курьерах в службе доставки еды или водителях такси, а о высококвалифицированных специалистах, прошедших практическое и современное обучение в Эстонии. Иностранные таланты, прошедшие обучение в Эстонском университете предпринимательства «Майнор», идут работать в такие компании, как Starship Technologies, Wise, Playtech, Proekspert и другие, способствуя успеху технологического сектора и стартапов в Эстонии.

Высокотехнологичное производство и технологические компании никогда не бывают монокультурными. Поскольку уровень международных производственных компаний в Эстонии снижается, это возлагает на систему образования задачу подготовки кадров, необходимых промышленности. Как и экономика, рынок труда и образовательное пространство являются глобальными, и Эстония не единственная страна в мире, чья экономика теряет конкурентоспособность из-за нехватки рабочей силы. Но в отличие от нас, другие страны активно решают эту проблему и ведут жесткую борьбу за лучшие таланты.

Например, Арно Кастанье, вице-президент компании Skeleton, подчеркнул, что для современной промышленности привлечение квалифицированных кадров и талантов в Эстонию является приоритетом. Было бы большой ошибкой изолировать себя и оставаться в стороне от растущего потока талантов из третьего мира. Если взглянуть на сегодняшнюю глобальную картину, то откуда в Эстонии могут взяться инженеры, если не из Индии?

Эстонская экономика также нуждается в иностранных преподавателях и ученых

Инновации и современный взгляд на вещи очень часто приходят в Эстонию извне, поэтому нам нужны не только иностранные студенты, но и сильные иностранные преподаватели и ученые, чтобы обеспечить высокий научный потенциал. Само собой разумеется, им трудно приехать в Эстонию, если здесь им не рады. Именно поэтому мы должны показать всему миру, что в Эстонии рады талантам и что их ждет инновационная, открытая и увлекательная среда. Мы должны понимать, что эти люди работают головой, и в их головах рождается будущее Эстонии.

В принятой в конце лета промышленной политике четко указано, что для обеспечения квалифицированной и талантливой рабочей силы система образования Эстонии должна соответствовать потребностям рынка труда и что «система высшего образования Эстонии должна быть открыта для иностранных студентов, а промышленные предприятия, работающие в Эстонии, должны быть открыты для гибкого привлечения иностранной рабочей силы». Важность интернационализации образования также подчеркивается в недавно опубликованном Министерством экономики и коммуникаций «Плане экономического роста до 2035 года».

Так что в экономической и образовательной политике потребности ясны, а готовность высока – университеты открыты, предприятия открыты, и тех, кто хотел бы приехать в Эстонию, тоже хватает. К сожалению, видение Министерства внутренних дел и вытекающая из него миграционная политика пошли по другому пути. Хотя поправка к Закону об иностранцах, инициированная в начале марта, преподносилась как облегчающая въезд иностранных талантов в Эстонию, ее содержание говорит о растущем протекционизме: в пояснительной записке делается акцент на необходимости защиты местного рынка труда и внутренней безопасности, и делается вывод, что «экономические и социальные последствия законопроекта незначительны». Следует отметить, что система образования в проекте не упоминается, а высшие учебные заведения не привлекались к участию в его создании.

Система образования – это безопасный способ интеграции в общество

Углубляющаяся политика закрытых дверей затрагивает не только Эстонский университет предпринимательства «Майнор», но и все эстонские высшие учебные заведения, заинтересованные в приеме иностранных студентов. Сложность усугубляется тем, что министерство не дает четкого указания, какие страны будут считаться странами риска при оценке заявлений на получение визы. В результате вузам практически невозможно планировать и успешно проводить рекрутинг.

Риски безопасности высшим учебным заведениям известны и понятны, но необходима четкая стратегия и продуманная политика в отношении талантов, в которой могут быть уверены как предприятия, так и учебные заведения. Привлечение иностранных талантов через систему образования – самое безопасное решение, потому что в университетах мы можем помочь студентам влиться в эстонскую культуру и принять ценности Эстонии, что впоследствии облегчит им адаптацию на рынке труда.

Чтобы найти решение, необходимо сначала вывести миграционные дебаты из кулуаров. Высшие учебные заведения ожидают от государства открытого диалога и понимания того, что иностранные студенты ни в коем случае не вредное и не опасное явление для Эстонии. Как подчеркнул в своей юбилейной речи президент Алар Карис: «Давайте привыкать к тому, что вместе с нами работают и учатся люди, которые говорят на эстонском с акцентом, связанным с их родным языком. Это делает нас сильнее как общество и как страну. Мы должны быть уверены в своей культуре и ценить ее, чтобы воплотить в жизнь один из главных принципов «Манифеста независимости»: все народы имеют право жить в своей культуре».

Для роста и конкурентоспособности эстонской экономики, развития современного предпринимательства и высококачественных исследований и разработок необходим открытый и гостеприимный подход. Если его не будет, наши усилия по обеспечению внутренней безопасности также потерпят неудачу – страна с маленькой, закрытой и слабой экономикой и низким уровнем жизни никак не может быть смелой, сильной и безопасной.