Доктор наук Тимо Сеппяля - преподаватель (Управление операциями) в Университете Аалто. Он защитил диссертацию в области промышленной экономики и управления промышленностью. Помимо прочего, его научная работа затрагивает глобальные цепочки создания стоимости, цифровые платформы, а в последнее время также полупроводниковую промышленность. Он является председателем совета директоров компаний Koja Yhtiöt Oy и Koja Oy, а также членом совета директоров компаний Koja USA Inc. и Chiller Oy (An Aalto Family Company).
На конференции обсуждалась тема «Современная цифровизация: Мониторинг распространения ИИ в компаниях из списка S&P500».
Докладчик пояснил, что когда речь идет о распространении технологий, для того, чтобы компания действительно внедрила новую технологию в свои продукты или услуги, требуется довольно много времени. Внедрение проходит в несколько этапов, например период обучения на основе наблюдений и обсуждение того, как можно применить новые технологии. Если взять в качестве примера ChatGPT, который был запущен около двух лет назад, то можно сказать, что потребуется еще около 4-6 лет, чтобы понять, в чем именно заключается ценность этой системы для компаний. Время, проходящее от обсуждения до внедрения, было измерено на основе анализа 300 000 выступлений руководства компаний S&P500 и новостных материалов из базы данных Reuters.
Углубляясь в тему, докладчик представил хронологию развития от подключенных продуктов к компьютеризированным - недавно, примерно в 2014-2015 годах, продукты начали внедрять с возможностью подключения, и они стали умнее. После подключения компании смогли начать сбор данных. В качестве примера Тимо Сеппяля привел тракторы John Deere.
Переходя от подключенных и компьютеризированных продуктов к автономным, в 2019 году, после периода сбора данных, компания John Deere выступила с идеей «беспилотного» трактора. Всего через три года они представили полностью автономный трактор. По словам докладчика, фермеры в Финляндии, которые пользуются этими тракторами, признали их преимущества. Использование этой технологии дает им возможность сосредоточиться на других, более значимых задачах, избавившись от необходимости управлять трактором. Более того, компания John Deere заявила, что хочет продолжить разработку технологий автономного сельского хозяйства. Это означает, что трактор заберет у фермера больше задач и будет, например, заказывать материалы или планировать цепочку поставок. Возможно, он сможет даже планировать производство и поставки. Таким образом, пояснил докладчик, тракторы начнут заменять другие системы программного обеспечения в компаниях, беря на себя их роль. Это приведет к тому, что корпоративное программное обеспечение будет заменено программным обеспечением этих умных автономных устройств.
За последнее десятилетие, внедряя в технику искусственный интеллект, машинное обучение, компьютерное зрение и большие языковые модели, мы смогли достичь такого уровня, когда трактора, горнодобывающее оборудование и т. д. могут работать без человека на водительском месте. Тимо Сеппяля добавил, что промышленным компаниям было легче внедрять эти технологии, поскольку сценарии использования такого оборудования намного проще, чем у беспилотных автомобилей.
Докладчику задали еще один вопрос - когда эти автономные продукты станут ИИ-агентами? Упрощенно говоря, как только машинное обучение, компьютерное зрение или большие языковые модели внедрены в технологический стек компьютеризированного продукта, его можно назвать ИИ-агентом.
Что ждет нас дальше в области автономных продуктов? Что нужно сделать, чтобы эти технологии стали более доступными в ближайшие годы? Одна из возможностей - изолировать беспилотные автомобили от существующей системы дорожного движения, создать для них систему внутри системы. Или же, наоборот, исключить из уравнения человеческий фактор, чтобы вся система движения стала автономной? Вопросов много, и на них можно дать огромное количество ответов.
Полное обсуждение можно найти на нашем канале Youtube . Подробности доступны на сайте конференции.